Игорь Иванович Акимушкин
(1929 — 1993)
Есть писатели, имя которых знакомы тысячам (а то и миллионам людей), их книги не залеживаются на полках, их любят и перечитывают. И при этом о самом писателе мы не только не знаем почти ничего, но и лишены возможности узнать что-то внятное.
Среди советских читателей 1960−80-х годов трудно найти того, кто, увлекаясь зоологией, мог пройти мимо книг Игоря Ивановича Акимушкина. Его шеститомный «Мир животных» до сих пор красуется у меня на видном месте рядом с такими великими популяризаторами, как Брэм, Даррелл и Гржимек. Однако, в отличие от них, о биографии Акимушкина известно до обидного мало — невозможно найти даже точную дату смерти писателя. С датой рождения дела обстоят получше — почти во всех источниках указано 1 мая 1929 года (правда, один раз говорится о 1 марта и это, скорее всего, опечатка). Родился будущий популяризатор в Москве в семье инженера, и, подобно Дарреллу, уже в детстве стал испытывать целенаправленный интерес к братьям нашим меньшим. Еще маленьким мальчиком он очень любил бывать на даче, где наблюдал за окружающей живностью и тут же придумывал жучкам-паучкам собственные названия. Вскоре он узнал, что есть такая наука зоология, где над названиями успели потрудиться и до него. Отныне вопрос «Кем быть?» отпал у Игоря сам собой.
Он посещает кружок юных биологов при Московском зоопарке, с отличием оканчивает школу и тут же — в 1947 году — поступает в МГУ на биолого-почвенный факультет. Окончив его в 1952-м, Акимушкин устраивается на работу в Институт океанологии при АН СССР. Именно там он защищает диссертацию об осьминогах Тихого океана и получает звание кандидата биологических наук. Недаром одна из его первых книг — «Приматы моря» (1963) — будет посвящена именно головоногим моллюскам — одним из самых разумных существ среди беспозвоночных. Но мог ли подумать Игорь, сочиняя в детстве имена для животных, что в 1968 году в названии недавно открытого кальмара увековечат и его фамилию — Cycloteuthis akimushkini Filippova?
Впрочем, к 1968 году фамилия Акимушкина была уже широко известна не только в научном сообществе. Печататься наш герой начал еще в 1956 году, но в 1961-м он решает попробовать себя на ниве популяризаторской литературы для детей и юношества. В том году выходят сразу две книги — «Следы невиданных зверей» и «Тропою легенд» — о том, как легенды и слухи о невероятных животных порой оборачиваются вполне реальными открытиями новых видов. Книги имели просто бешеную популярность. Внятный язык, интригующая манера повествования, эрудиция не только в профессиональной сфере, но и в искусстве, истории, мифологии — делали книги Акимушкина безумно интересными даже для людей, далеких от зоологии. К тому же Акимушкин широко пользовался зарубежными источниками, и многие факты советский читатель впервые узнавал из его книг.
С 1960-х годов книги Акимушкина выходят с заметной частотой — «Занимательная биология», «Куда и Как?» (об ориентации животных в пространстве), «Трагедия диких животных» (об истребленных и вымирающих видах), «Первопоселенцы суши» (о пауках), «Невидимые нити природы» (об экологии), «Причуды природы»… Кроме того, наш герой успевал писать и сценарии научных документальных фильмов, и книжки для совсем маленьких читателей («Жил-был бобр», «Кто без крыльев летает?» и т. п.). На фоне всенародной популярности Акимушкин в 1963 году вступает в КПСС, а в 1971 году становится лауреатом премии Всесоюзного общества «Знание». Через 8 лет его даже примут в Союз писателей СССР, а он за это время напишет свой главный труд… Речь идет о знаменитой шеститомной серии «Мир Животных», которая стала настоящим дерзновением даже для такого талантливого популяризатора, как Акимушкин. Казалось бы — под силу ли одному человеку написать практически о всех-всех тварях, населяющих землю? Да и стоит ли соперничать с такими авторитетными изданиями, как «Жизнь Животных» — будь то работа легендарного Брэма, или основательный (под тем же названием) семитомник изд-ва «Просвещение» где поработали десятки авторитетных ученых?
Конечно же стоило — архаичность Брэма и научный академизм издательства «Просвещения» проигрывали стилю Акимушкина — живому, захватывающему, и при этом умело балансирующему на грани занимательности и научности. Этому служило и обилие фотографий, и гениальный (на мой взгляд) дизайн книги. По бокам шли белые поля, украшенные то забавными, то дополняющими текст картинками кисти А. Блоха и Б. Жутовского. Основной текст шел крупным шрифтом, а цитаты или дополнительные сведения (которые можно было пропустить) шрифтом поменьше. К слову, писатель не только цитирует других, но и вспоминает свои встречи с миром природы. Знакомые Акимушкина не раз отмечали его, как хорошего спортсмена и охотника, который, хотя и не выезжал за рубеж, но вдоволь объехал многие уголки обширного Советского Союза. Популяризация (если она научная, а не псевдонаучная) — очень сложный жанр. Ведь популяризатор — даже ученый — не может быть доскональным специалистом во всех областях. Были промахи и неточности и у Акимушкина, но что они на фоне современного научпоповского ширпотреба, завалившего прилавки.
«Мир животных» Акимушкина стабильно издавались с 1971 по 1975 год, пока, как мне кажется, автор просто не устал. Пятый том — про насекомых — был меньше по объему и по информации, что незаслуженно по отношению к самому многочисленному классу животного мира. Однако в 1981 году серия дополнилась еще одним томом, в котором, по утверждению писателя, он впервые (!) в мировой научно-популярной литературе объединил под одной обложкой сведения о домашних животных. Надо сказать, в своем жанре писатель не раз оказывался пионером — те же «Следы невиданных зверей» и «Тропою легенд» — были одними из первых книг по криптозоологии (сфере поиска животных, считающихся легендарными или несуществующими). Жил Игорь Иванович в Москве на улице Вешняковской дом 6, корпус 1.
В январе 1993 года Игорь Акимушкин скончался в возрасте 64 лет и похоронен на Николо-Архангельском кладбище.
Но его книги не забыли — в 1998 году — вышло переиздание «Мира Животных» — на этот раз в 4-х томах и дополнением про недостающие типы беспозвоночных. На этот раз книгу украсили цветные фото, но, к сожалению, исчезли картинки, поэтому старое издание до сих пор эстетически смотрится намного выигрышней.
автор: Сергей Курий