Памятник мамонтенку в Якутске

В Якутске памятник мамонту установлен перед зданием Института мерзлотоведения имени академика     П. И. Мельникова Сибирского отделения РАН. Мамонт изображен в полный рост, бивни закручены, хобот поднят высоко над головой. Место выбрано неслучайно: именно здесь нашли мамонта в вечной мерзлоте.

Памятник мамонтенку Диме, реконструированный из алебастра геологом-технологом Львом Адониным, является одной из визитных карточек не только Якутска, но и всей республики Саха-Якутия. Выполнен в виде фонтана. Установлен в 1977 году.

В 1977 году в бассейне реки Колымы был обнаружен хорошо сохранившийся восьмимесячный  детеныш мамонта. Трогательным и печальным было зрелище для старателей, обнаруживших мамонтенка Диму (так он был назван по одноименному ключу, в распадке которого был найден): он лежал на боку со скорбно вытянутыми ножками, с закрытыми глазами и немного смятым хоботом.

Скульптура была создана  в 1971 году и всегда считалась своеобразным символом Мерзлотки (так между собой называют жители Якутска Институт мерзлотоведения ).

По воспоминаниям И. В. Климовского, работавшего в Институте мерзлотоведения, идея поставить перед зданием института скульптуру мамонта «непременно с фонтаном» принадлежит директору П. И. Мельникову. Речь шла о сооружении первого в Якутске с его экстремальными природно-климатическими условиями фонтана с режимом сезонной работы. Претворить идею в жизнь поручили руководителю бюро оформления Л. Г. Адонину. Были назначены конкретные сроки – лето 1972 года. Этот срок был выбран неслучайно – в июле следующего года в Якутске намечалось проведение Второй Международной конференции по мерзлотоведению, и директор института хотел приятно удивить иностранных гостей.

Лев Георгиевич Адонин был уникальным и разносторонне талантливым человеком. Будучи выпускником Рижского художественного училища, он прекрасно чертил, рисовал, чеканил металл, великолепно разбирался в авто и мототехнике, был знаком с металлохимией и даже обработкой ювелирных камней. Одним словом, был мастером на все руки.

Прежде всего ему предстояло создать арматурный скелет доисторического гиганта. Сама фигура мамонта должна была состоять из отдельных секций (голова, части туловища, хобот, конечности). Для разных частей требовалось подбирать металл соответствующей марки. Отдельные элементы каркаса автор изготавливал по лекалам, а затем соединял с помощью проволоки, но чаще всего сваркой.

Когда работа над скелетом была завершена, наступил очередной этап – мамонта нужно было «оживить» — покрыть шкурой. «Скелет» мамонта предварительно был покрыт металлической сеткой с ячейками разного сечения и просмоленными кусками грубой мешковины. Всё это, по замыслу автора, должно было перекрываться уже шерстью (пакля и эпоксидная смола с соответствующими отвердителями).

Коллектив экспериментальных мастерских, возглавляемый А. С. Кульбицким, смонтировал водоподводящую систему, установил запорную аппаратуру и сделал соответствующий водоотвод. Художественно-эстетическую доводку уже поставленного на пьедестал мамонта производила сотрудница оформительского бюро Р. С. Гаврильева.

Автор и исполнитель оригинального проекта, старший лаборант Лев Георгиевич Адонин был по-настоящему одарённым и талантливым человеком, к сожалению, через несколько лет после сооружения памятника мамонтенку его жизнь  трагически оборвалась. Но воздвигнутый им памятник стоит, а фонтан по-прежнему низвергает в раскалённый сухой воздух летней жары живительную влагу.

В сентябре 2007 года скульптура мамонта была отреставрирована.