Виталий Бианки: детский писатель-натуралист

Начиная с 1923 года выходят отдельными книгами «Лесные домишки», «Мышонок Пик», «Теремок» и другие произведения, принесшие писателю известность. Эти публикации являются прообразом его знаменитой и любимой многими детьми «Лесной газеты» (1927). Его «сказки-несказки», развивающие традиции народных сказок («Теремок», «Лис и мышонок», «Красная горка», «Люля», «Сова» и другие), короткие рассказы («Первая охота», «Чьи это ноги?», «Кто, чем поёт?», Чей нос лучше?» и др.), повести («Одинец», «Аскыр», и др.), содержат массу достоверного и правдивого материала о природе. Циклы рассказов «Мой хитрый сынишка», «Рассказы о тишине» помогают детям развивать наблюдательность, понимать язык природы, полной чудес, загадок и волнующих тайн, которые надо постигнуть.

После 1923 года жизнь писателя казалась верхом счастья и благополучия. Одна за другой выходили и шли нарасхват его книжки. Росли слава, достаток. Любимое дело, любимая и любящая жена, славные дети. Но 5 декабря 1925 года В.Бианки вновь был арестован. Он ждал ареста ещё в начале года, после того как узнал, что органами ОГПУ взяты два его бывших товарища. По словам дочери писателя, Елены Витальевны: “Ему, общительному, компанейскому человеку, мучительно трудно было рвать отношения с товарищами, оказавшимися, как и он, на подозрении у органов ОГПУ-НКВД. Но жизнь заставляла. Своей бийской знакомой, А.В. Квачевской, отбывавшей с ним ссылку в Уральске, он однажды так сказал: «Я не считаю свой отход капитуляцией. Я не сделал подлости, не предал ни живых, ни мёртвых. Безымянные могилы друзей в лесу или в степи, близ дороги – разве я забуду их когда-нибудь?..” По надуманному обвинению в причастности к несуществующий подпольной организации Бианки был приговорён к трём годам ссылки. Ему даже предложили на выбор три города: Пензу, Уральск, Троицк. Он выбрал Уральск. О его освобождении ходатайствовали многие, в том числе и Максим Горький. Два года Виталий Бианки прожил в городе Уральске. Очень много писал. Там были написаны большие повести «Одинец» – про лося и «Аскыр» – про саянского соболя, рассказы. Уральские впечатления вылились в повесть «Карабаш» – про беспризорную девочку и её друга, черноголового пса. Весной 1928 года Бианки разрешили переехать в Новгород (за пресловутый 101-й километр), а в начале 1929 года вернуться в Ленинград. 3 ноября 1932 года В.В. Бианки был вновь арестован, но 26 ноября освобождён «за отсутствием улик».

24 марта 1935 года при очистке Ленинграда от «социально опасного элемента» (после убийства С.М. Кирова), Бианки, как «сын личного дворянина, бывший эсер, активный участник вооружённого восстания против советской власти», был снова арестован. Особым совещанием при НКВД СССР приговорён к пяти годам ссылки вместе с семьёй в город Иргиз Актюбинской области. Однако благодаря заступничеству жены Максима Горького Екатерины Павловны Пешковой 10 апреля 1935 года решение о ссылке было отменено, и Бианки был освобождён.

Виталий Бианки всегда рассматривал своё литературное творчество как «самоучитель любви к природе». Им было написано много замечательных сказок о природе, среди которых такие известные произведения, как «Первая охота» (1923), «Как Муравьишка домой спешил» (1935), «Сказки зверолова» (1937) и многие другие. По некоторым из рассказов Бианки с 1937 года снимались мультфильмы. Самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Другой подобной просто не было. Всё самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый день, попадало на страницы «Лесной газеты». Здесь можно было найти объявление скворцов «Ищем квартиры» или сообщение о первом «ку-ку», прозвучавшем в парке, или отзыв о спектакле, который давали на тихом лесном озере птицы-чомги. Была даже уголовная хроника: беда в лесу не редкость. Книга «выросла» из небольшого журнального отдела. Бианки работал над ней с 1924 года до конца жизни, постоянно внося какие-то изменения. С 1928 года она несколько раз переиздавалась, становилась толще. Рассказы из «Лесной газеты» звучали по радио, печатались на страницах журналов и газет. Это был поэтический гимн природе, уникальная книга-энциклопедия, книга-календарь, книга-игра, книга-организатор творческих открытий детей в природе, не имевшая аналогов в мировой литературе для детей, переведённая впоследствии на многие языки народов мира. «Лесная газета», а также сборник «Лесные были и небылицы» стали настоящей классикой и образцом научно-художественной литературы для детей.

В 1941 году В.Бианки вернулся в Ленинград. Из-за болезни сердца он не призывался в армию, во время блокады был в эвакуации на Урале. Несмотря на все тяготы той поры, писатель получал мощнейший творческий заряд от повседневного общения с природой. В эти годы им было написано около полутора десятков рассказов, среди них – «Приказ на снегу» (1942), «Тетерева в лунках» (1942), «Мышарик» (1943) и др. После войны В.Бианки вернулся в Ленинград. Большую часть года, с ранней весны до поздней осени, жил за городом, на даче, где часто принимал юных любителей природы. Однажды среди его гостей оказался и Николай Сладков, ставший одним из самых лучших отечественных писателей-натуралистов двадцатого века. Своих друзей и коллег, замечательных людей, любивших и знавших зверей и птиц В.В. Бианки называл «переводчиками с бессловесного». Это были Н.Сладков,С.Сахарнов, Э.Шим. Бианки помогал им в работе над книгами. Вместе они вели радиопередачу «Вести из леса», продолжавшуюся много лет и полюбившуюся слушателям, над которой он работал вместе со своими учениками.

В своём дневнике писатель как-то записал: «Не всё то кузнечик, что трещит (Как я услышал камышовку-сверчка)». В 1946 году на эту тему им был написан рассказ «Несмышимка». Он ведётся от лица старого учёного-орнитолога. Четыре года посвятил он изучению птиц Новгородской области и написал о них книгу, а вот внучка поставила его в тупик рассказом об увиденной ею птичке – «неслышимке»: «Сидит такая горбатенькая птичка на дереве, на верхней ветке, сама ротик разевает, и горлышко у неё трепещется, а всё равно ничего не слышно, никакой песенки». Оказывается, тишина бывает разная, и её надо уметь слушать. А ещё надо многое знать, только тогда станет понятен «немой оркестр луга». Оказывается, на самом деле птичка издаёт звук, похожий на стрекотание кузнечика, но надо знать, что кузнечики начинают трещать в июле, а в начале лета этого быть не может. Вот и попался старый учёный на том, что забыл об этом, принял звуки за стрекотание кузнечика. Пришлось срочно добавлять в книгу сведения ещё об одном виде птиц. Важно, говорит писатель, всегда «включать свой слух на неизвестное».

В последние годы В.В. Бианки тяжело болел. Системное заболевание сосудов вызывало постоянные сильные боли в ногах, почти полностью лишавшие возможности ходить. Он, всю жизнь живший лесом, больше не мог выбираться в лес: «У меня уже был инфаркт (в 1949 году) и два инсульта. Правая рука так и осталась парализованной наполовину, писать пером почти не могу (тоже мне – «писатель»!), всё стучу вот на машинке. Не пускает к праотцам работа: так мало в жизни сделано, так много ещё надо сделать! Я не чиновник, своей работой увлекаюсь до чёртиков, работаю с утра до ночи (стучу на машинке одним пальцем) – и вполне счастлив». Он неоднократно участвовал в написании сценариев для художественных фильмов, мультфильмов, диафильмов о природе и животных. Мечтал создать клуб «Алые паруса», посвятив его памяти своего любимого писателя Александра Грина. В больнице, за день до смерти, он слушал «Вести из леса» – радиопередачу, которую сам придумал. И очень радовался, что удалось записать на магнитофон и включить в передачу голоса птиц.

За 35 лет творческой работы В.В. Бианки написал более 300 рассказов, повестей, сказок, статей и очерков о природе. В течение всей жизни вёл дневники и заметки натуралиста, отвечал на множество читательских писем. Общий тираж произведений Виталия Бианки превышает 40 миллионов экземпляров, они переведены на многие языки мира. Незадолго до своей смерти В.В. Бианки написал в предисловии к одному из своих произведений: «Я всегда старался писать свои сказки и рассказы так, чтобы они были доступны и взрослым. А теперь понял, что всю жизнь писал и для взрослых, сохранивших в душе ребёнка». Его жизнь трудно назвать лёгкой и безоблачной – война, ссылки, аресты, больное сердце; однако одни проблемы сменялись другими, а он так и остался «чудаком», для которого взгляд на распустившийся цветок или птицу, порхающую с ветки на ветку, компенсировал все неудачи, вместе взятые. Последняя книга писателя «Опознаватель птиц на воле» осталась незавершённой.

Умер В.В. Бианки в Ленинграде 10 июня 1959 года в возрасте 65 лет. Он был похоронен на Богословском кладбище, где ему поставили маленький, но очень добрый памятник, на котором написано: “Виталию Валентиновичу Бианки, человеку и писателю”. Книги В.В. Бианки остались в памяти нескольких поколений детей. Патриотизм, любовь и бережное отношение к родной природе, наблюдательность, готовность всегда прийти на помощь слабому, разносторонние знания – вот что выносит каждый, кто обращается к его произведениям, одинаково интересным не только для детей, но и для взрослых. Орнитолог по призванию, исследователь, следопыт и путешественник по образу жизни, поэт по мироощущению, деятельный и трудолюбивый по натуре, обладающий незаурядными литературными способностями, хороший рассказчик и просто добрый, общительный человек, Бианки стал одним из основателей целого направления в литературе для детей, посвятив своё творчество научно-художественному отображению жизни леса и его обитателей.

Источник: funeral-spb.ru